Тема недели
Крупнейшие российские гостиничные операторы «Azimut Hotels», «Cosmos Hotel Group», группа «Мантера», «Alean Collection», «Русские Сезоны», «Accor», «Ателика», «Кронвелл Групп» отключили продажи своих отелей через агрегатор «Яндекс Путешествия».
Гостиницы Петербурга: История легендарного "Palais Royal" — дом на Пушкинской 20
Мало кто знает историю развития гостиничного бизнеса в Петербурге. Одна из лучших гостиниц Петербурга, была гостиница «Пале-Рояль», архитектурой здания которой можно любоваться и по сей день. Пушкинская улица — одна из красивейших улиц Санкт-Петербурга. Дом 20 по Пушкинской улице построен был в 1876 архитектором А.В. Ивановым по заказу госпожи А.П. Рот как гостиница. В Москве Иванов построил гостиницу "Националь". Свое название дом получил от открытых аркад в первом этаже (сейчас они застеклены, и там магазины), напоминавших парижский "Palais Royal". Здание должно было выглядеть пышно снаружи и быть разделенным на небольшие, но функциональные комнаты внутри. Архитектор с этой задачей справился и поставил великолепных и в то же время забавных драконов поддерживать главный и единственный эркер. C 1876 года дом почти не изменился, но заметно обветшал и утратил чугунные украшения своих фасадов. Эркерные драконы когда-то держали в лапах чугунные кружевные фанари.
Как это было
«Большой меблированный дом “Пале-Рояль”. СПб, Пушкинская ул., д. 20. Близъ Николаевского вокзала и Невского пр. 175 меблированных комнат от 1 р. до 10 р. в сутки (включая постельное белье). Месячно – уступка. Электрическое освещение бесплатно. Ванны. Телефон. Комиссионеры. Просят извозчикам не верить» – так гласила реклама. «Пале-Рояль» изначально строился в 1875–76 гг. как дом для приезжих. Центральная лестница выходит на Пушкинскую улицу, от нее на всех этажах отходят в обе стороны длинные коридоры. Туда выходят номера – комнаты с альковами. Построил меблированный дом Александр Иванов, тогда молодой тридцатилетний выпускник Академии художеств. Позже архитектор развернуся: к 1917 г. он спроектировал 45 зданий только в Петербурге (из них 3 – на Пушкинской улице), кроме того, множество домов в Москве (в том числе гостиницы «Националь» и «Балчуг») и в провинции. Первоначально гостиница (тогда в ней было 99 номеров) так же, как и соседний дом (Пушкинская,18), принадлежала Анне Петровне Рот, даме из почтенного ост-зейского рода, и называлась «Дом меблированных комнат А.П. Рот». Затем дом на Пушкинской, 18, не меняя своего назначения, отошел к баронессе Таубе (баронский герб до сих пор на фасаде). В 1880–90-е гг. гостиницей управляли совладельцы – баронесса, какой-то заезжий итальянский маркиз Сакрипанте (он же граф Витутти), его жена и некий А.А. Неклюдов. Тогда-то гостиница и получила название «Пале-Рояль». Так называется знаменитый дворец, построенный рядом с Лувром для кардинала Ришелье архитектором Жаком Лемерсье. Известен он был каждому российскому гимназисту по «Трем мушкетерам», именно здесь собирались злейшие враги Д’Артаньяна и других мушкетеров – гвардейцы кардинала. В 1642 г. кардинал умер, а дворец отошел к Бурбонам. Людовик-Солнце подарил его Орлеанам. Перед революцией в 1770-е гг. Герцог Шартрский, будущий Филипп-Эгалите, заказал архитектору Виктору Луи застроить дворцовый сад с трех сторон домами с аркадами, где на первых этажах расположились лавочки (кстати, в одной из них Шарлотта Корде купила нож, которым зарезала Марата) и кафе. Там же разместился театр – будущий «Комеди Франсез». У торгово-развлекательного центра в сердце Парижа прогуливались женщины легкого поведения. Таким образом, в общественном сознании петербуржца 1890-х гг. «Пале-Рояль» отзывался примерно так же, как в сознании петербуржца нынешнего «Куршевель» или «Уимблдон» – нечто европейское, дорогое, легкомысленное, аристократическое.
Постояльцы «Пале-Рояля» отличались от обычных гостиничных клиентов. Сюда не пускали случайные парочки на ночь или пару часов (а в этой зоне Невского такие персонажи составляли органичную часть ландшафта). Цена за номер в сутки от рубля и выше была щадящей для среднего класса, но служила барьером для студентов или мелких чиновников: дешевая комната стоила в Петербурге 15 рублей в месяц, минимальная пристойность требовала семейного дохода от 100 рублей. Семейные люди снимали квартиры, небогатые одиночки (вроде князя Льва Мышкина или Родиона Раскольникова) довольствовались «комнатами от хозяйки». В «Пале-Рояле» селились работающие холостяки и «зимогоры», постоянно обитавшие в окрестностях, но наезжавшие в Петербург по делам на несколько суток. Как-то получилось, что постепенно среди них стали преобладать люди свободных профессий, прежде всего литераторы и актеры. Репутацию месту создал Глеб Успенский. Человек прелестный: совестливый, скромный, работящий, он, как и многие из его «разночинного» поколения, пил горькую. Более того, как утверждал русский писатель, он вынужден наблюдать и описывать такие мерзости жизни, что для разрядки ему и остаются только водка, в крайнем случае – бром. Александра Васильевна, жена-страдалица, долго терпела возлияния Глеба Ивановича, пока не увезла его на постоянное место жительства в Чудово: под присмотром и «Власть земли» из крестьянской жизни писать сподручнее, и объект наблюдения рядом. С другой стороны, от столицы недалеко: два часа – и писатель в редакции «Отечественных записок» или «Русского богатства». В «Пале-Рояле» он бывал наездами, почти каждый из которых приводил к загулу. Писатель был, что называется, душой компании, символом поколения, в «Пале-Рояль» к нему приходили приятели, литературные дамы, поклонники таланта, начинающие писатели. Выбраться из этого круговорота удавалось с трудом. Кстати, напротив, на Пушкинской, 17, жил лечащий врач Глеба Успенского – психиатр Борис Синани, который и выводил писателя из запоя. В конце концов ему пришлось отправить окончательно впавшего в белую горячку Успенского в сумасшедший дом, где он после десятилетнего безумия и закончил свое страдальческое существование. Собутыльников Глеба Успенского в «Пале-Рояле» сменили собутыльники Александра Куприна.
Тут же, в «Пале-Рояле», в 1890–1900-е постоянно жили литераторы Петр Перцев и Аким Волынский, близкие к символистам. Это другой круг: никакой водки, все о горнем – Прекрасной даме, итальянском искусстве, каббале. Бывали у них и Василий Розанов, и Валерий Брюсов, и чета Мережковских. Останавливались в гостинице Антон Чехов, Иван Бунин, Леонид Андреев, Константин Станюкович. С 1913 г. в «Пале-Рояле» неделями гостил Владимир Маяковский. Тут протекал и его роман с Софьей Шамардиной, корпулентной брюнеткой, героиней «Флейты позвоночника». Летом 1915 г. Маяковский, живший до того на даче в Куоккале, совершенно ошалел от знакомства с Лилей Брик, бросил на Карельском перешейке «даму сердца, белье у прачки, вообще все свои вещи» и снова вернулся в «Пале-Рояль». В «Пале-Рояле» щедро представлена была и богема артистическая.
Федор Шаляпин, проживший на Пушкинской два года, описывал гостиницу в знаменитой «Душе и маске»: «В конце Пушкинской улицы, за маленькой площадью, где стоит крохотный Пушкин, возвышается огромное здание, похожее на цейхгауз – вещевой склад. Это – «Пале-Рояль», приют артистической богемы Петербурга. В мое время сей приют был очень грязен, и единственное хорошее в нем, кроме людей, были лестницы, очень отлогие. По ним легко было взбираться даже на пятый этаж, где я жил в грязненькой комнате, напоминавшей „номер“ провинциальной гостиницы. В портьерах, выцветших от времени, сохранилось множество пыли, прозябали блохи, мухи и другие насекомые. В темных коридорах всегда можно было встретить пьяненьких людей обоего пола. Скандалы, однако, разыгрывались не очень часто. В общем же в „Пале-Рояле“ жилось интересно и весело» (по материалам "Квартальный Надзиратель" №15).
Зинаида Гиппиус писала: «На Пушкинской Улице в Петербурге был громадный, пятиэтажный дом, — гостиница не первоклассная, но и не так чтобы очень затрапезная. Ее почему-то возлюбили литераторы и живали там, особенно несемейные, по месяцам, а то и по годам...
Немало интересных собраний повидали на своем веку номерки этого "Палэ-Рояля", скромные, серым штофом перегороженные. Там ... бывал Розанов, эстеты "Мира искусства"...»
Сейчас в доме — большие коммунальные квартиры, а также малая гостиница «Идиллия».
Опубликовано: 25 апреля 2007
Просмотров: 16147
Рубрики: Пресс-релизы, Гостиничный бизнес, отели Санкт-петербугра
Регионы: Санкт-Петербург
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.
При использовании материалов сайта интернет-изданиями, прямая, активная гиперссылка, индексируемая поисковыми системами, указывающая на главную страницу веб-сайта ProHotel.ru обязательна. Перепечатка материалов сайта в традиционных СМИ допускается только с письменного разрешения редакции.

Обсуждение ВКонтакте
Обсуждение на Facebook