Окупить "беспроводные проекты" несложно


22.08.2005

Гостиницы одними из первых стали предоставлять клиентам услугу Wi-Fi. Правда, сейчас число ежедневных продаж карт с pin-кодом для беспроводного доступа в Интернет в гостинцах все еще нестабильно, однако эксперты утверждают, что при грамотной тарификации окупить "беспроводные проекты" несложно. Более того, эти проекты вполне транслируются и на другие виды бизнеса.

Лиха беда начало

Все опрошенные "Приемом!" эксперты в один голос заявляют, что изначально устанавливали Wi-Fi с целью повысить престиж своей гостиницы. Однако сейчас предоставление этой услуги уже стало перерастать в необходимость. По словам системного администратора гостиницы "Волна" Владимира Ваулина, Wi-Fi на 30 процентов состоит из имиджа и на 70 процентов -- из необходимости. Собственно, это неудивительно, поскольку большинство гостиниц ориентируются на бизнес-клиентов. Такие гости, как правило, приезжают в чужой город в командировку и нуждаются в оперативном обмене информацией со своим головным офисом. Кроме того, как отмечает техник компьютерных систем гостиницы "Александровский сад" Сергей Беляков, обязательное наличие Интернета диктует "звездность" отеля, а беспроводной он или нет -- это уже вторично. "Волне" идею установить Wi-Fi подкинул один из производителей оборудования, подсчитали затраты и решили постепенно вводить услугу. В "Октябрьской", запуская проект, думали об имидже. Впрочем, отчасти установка Wi-Fi была продиктована невозможностью выхода в Интернет из номеров по обычному аналоговому модему, после того как телефонную систему гостиницы перевели на цифровой стандарт. Услуга оказалась востребованной, хотя о массовости говорить рано: пока Wi-Fi интересуются только около 10 процентов гостей. Однако наметилась тенденция к увеличению спроса. Как говорит системный администратор гостиницы "Октябрьская" Дмитрий Русанов, если раньше выдавали (в гостинице "Октябрьская" за пользование Интернетом денег не взимается) максимум пять карточек для доступа в день, то сейчас ежедневный спрос вырос до восьми карточек.

Во внутренней биллинговой системе гостиницы имя/пароль для доступа генерируется тогда, когда гость запрашивает доступ в Интернет. Они выдаются на рецепшене. Человек получает карту, загружает любой интернет-адрес и по запросу сервера вводит имя и пароль доступа -- с этого момента карта считается активированной. В любой момент клиент может приостановить ее действие, зайдя на сервер. Если ноутбук не оборудован встроенным адаптером для Wi-Fi, предусмотрена аренда этого устройства. Однако, по словам Сергея Белякова из "Александровского сада", если адаптера нет, гость должен обладать правами администратора на своем ноутбуке, иначе возможности установить ему драйвера не будет. Впрочем, Дмитрий Русанов из "Октябрьской" утверждает, что в случае необходимости специалисты "Октябрьской" помогут обойти некоторые ограничения операционной системы ноутбука клиента.


Быстрый по-быстрому

И все-таки, зачем гостиницам Wi-Fi, когда у любого гостя есть ноутбук и мобильный телефон, а значит, в Интернет можно выходить, например, с помощью технологии GPRS? Эксперты утверждают, что разница существенная: по скорости передачи данных GPRS явно проигрывает Wi-Fi и менее пригоден для оперативной работы с Интернетом. Максимальная скорость Wi-Fi достигает 11 Мбит/с (как пояснили специалисты гостиницы "Октябрьская", на сегодня максимальная скорость передачи данных по Wi-Fi -- 54 Мбит/с, однако такая скорость только в пределах сети отеля, потому что дальше канал в Интернет ограничен провайдером, а это 8 Мбит/с) при технологии доступа EDSL и 8 Мбит/с -- при технологии ADSL. Трудоемкость установки беспроводного Интернета зависит от уровня оборудования, которое расставляется по этажам (точки доступа), от дальнобойности антенн и так далее. Монтаж оборудования для Wi-Fi требует практически столько же времени и усилий, как и прокладка локальной вычислительной сети. Последняя обходится дешевле и обладает большей скоростью передачи данных. Однако по трассировке она сложнее, чем тот же беспроводной Интернет, и требует выведения розеток на этажи и в номера. При Wi-Fi розетки, естественно, не нужны.

-- Устанавливая беспроводной Интернет, мы уменьшаем количество кабелей, которые нужно тянуть в серверную комнату для подключения коммуникационного оборудования, -- отмечает техник компьютерных систем гостиницы "Александровский сад" Сергей Беляков. При строительстве установка может занимать около недели. В "Октябрьской" беспроводной Интернет делали около месяца, однако это можно объяснить тем, что монтировали оборудование своими силами, а помещение большое и довольно сложное. Тем не менее, отличительной особенностью проекта в "Октябрьской" является абсолютно полное покрытие номерного фонда и прилегающей территории гостиницы, в том числе конференц-зала, гостевых зон, ресторана, летнего кафе, парковки и служебных помещений.


Возврат затрат

Интересно, что ни одна из гостиниц не ограничивает гостей в объеме скачиваемой информации. Все они практикуют повременную тарификацию (разумеется, в тех гостиницах, где Интернет платный). Цены, как говорит системный администратор гостиницы "Волна" Владимир Ваулин, продиктованы московским рынком -- 10 у. е. за час и 30 у. е. за сутки беспроводного доступа в Интернет. При грамотной тарификации, как уверяют специалисты, вернуть вложенные деньги несложно. Так, по словам Владимира Ваулина из "Волны", на частичное оснащение гостиницы (Wi-Fi работает в холле первого этажа, ресторанах, барах, президентском номере и практически на всем втором этаже) было потрачено восемь тысяч долларов. Разумеется, эта сумма будет расти по мере установки точек доступа по всей гостинице.

"Помимо инвестиций в установку Wi-Fi, необходимо учитывать затраты на оплату трафика. Стоимость одного гигабайта составляет около 100 долларов, а минимальный объем трафика -- два-три гигабайта в месяц, -- отмечает Владимир Ваулин. -- Даже если за месяц всего 150 клиентов (по пять человек в день) купят за 10 долларов по одному часу Интернета, нетрудно посчитать, что выручка с лихвой покроет затраты на трафик. Другой вопрос, что прогнозировать размер доходов от Wi-Fi очень сложно: число гостей, желающих воспользоваться услугой, нестабильно". По словам Владимира Ваулина, продажи могут колебаться от ноля до десяти карточек в день. Плюс все гостиницы предоставляют свои бизнес-центры для проведения различных конференций и семинаров. С одной стороны, трафик увеличивается, с другой -- крупные разовые заказы по доходности часто перекрывают выручку от продаж этой услуги гостям.

Сложнее тем гостиницам, которые предоставляют Wi-Fi бесплатно. В этом случае проект может быть полностью убыточным. -- Теоретически возможность предоставления услуги бесплатно есть, -- говорит Сергей Беляков из "Александровского сада". -- Например, при частной договоренности с провайдером о безлимитном Интернете или наличии у гостиницы собственного оптоволоконного "колодца" и возможности перепродавать трафик. Либо затраты на установку Wi-Fi закладываются в стоимость номера, что, на мой взгляд, некорректно.

В "Октябрьской", где эта услуга предоставляется бесплатно, уверяют, что после запуска проекта стоимость номеров осталась неизменной. По словам начальника отдела продаж гостиницы Натальи Первушиной, полностью окупить проект не рассчитывали изначально. Но услугу необходимо было запустить: конкуренция в гостиничном бизнесе довольно высокая, и терять клиента нельзя. Частично же "отбивать" вложенные деньги планировалось за счет привлечения большего числа гостей, которые потенциально могли бы воспользоваться Wi-Fi. Однако, как признается Наталья Первушина, статистики по финансовой отдаче Wi-Fi пока не ведется.

-- Немало случаев, когда гости выбирают гостиницу по наличию беспроводного и бесплатного доступа в Интернет, -- уверяет Наталья Первушина. -- "И самое главное, что меня порадовало, это бесплатный Интернет через Wi-Fi, с которого я сейчас и пишу. Такое не часто встретишь", -- это из отзывов, оставленных на корпоративном сайте гостиницы.

Объем инвестиций в проект сотрудники "Октябрьской", с которыми удалось пообщаться журналу "Прием!", не называют. Однако, как говорит системный администратор Дмитрий Русанов, сейчас установить Wi-Fi обойдется дешевле раза в три, чем полтора года назад, когда это делали в гостинице. Так, для оснащения небольшого кафе, например, будет достаточно самой дешевой на сегодняшний момент (100--200 долларов) точки доступа. Если не ставить, например, защиту и шлюзы и лимитировать трафик, то это идеальный по затратам вариант для привлечения клиентов.


Куда дальше?

Wi-Fi считается одним из самых перспективных стандартов доступа в Интернет. Это объясняется тем, что клиенту, чтобы воспользоваться услугой, достаточно собственного ноутбука. Никакого особого оборудования не требуется. Поэтому технологию вполне можно проецировать и на другие виды бизнеса. Логично предположить, что уже в скором времени Wi-Fi появится в кафе и ресторанах. Они уже давно привлекают деловых клиентов с помощью бизнес-ланчей, распространяют качественную прессу в своих заведениях, а поэтому вполне могут предложить для удобства своих гостей и беспроводной доступ в Интернет. Услуга необходимая, а ее запуск не требует значительных затрат. Wi-Fi уже начали устанавливать в вагонах СВ и вагонах-ресторанах в поездах. Правда, пока случаи эти единичны. Но, скорее всего, это также один из наиболее перспективных в ближайшем будущем секторов для развертывания Wi-Fi. По большому счету технология может быть применима в любом виде бизнеса: она значительно повышает оперативность обмена информацией, поскольку позволяет человеку постоянно находится в Интернете, даже если он едет в лифте или обедает в ресторане. Вопрос в том, будет ли готов бизнес вкладываться в такую оперативность, а если будет, то когда?

Наталья Санина

Комментарии к статье пока отсутствуют. Будьте первым!
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.

Обсуждение ВКонтакте

Обсуждение на Facebook