Тема недели
В ситуации кадрового голода управляющим отелей приходится нелегко: нужно выполнить финансовый план, обеспечить высокий уровень сервиса гостям и всё это с минимальными ресурсами.
Российские каникулы, или Китайцы в России
“Танцуют все!”
Фон для радужных настроений в российско-китайском турбизнесе весьма основательный. Дело в том, что буквально в течение года состоялось шесть встреч на высшем уровне между представителями двух стран. Встречи, в свою очередь, породили массу начинаний на местах. К примеру, в апреле в Хэйхэ прошел российско-китайский туристический фестиваль в течение которого стороны разрабатывали планы сотрудничества. В их числе старт оформлению в Хэйхэ загранпаспортов для граждан Китая. Российская сторона демонстрировала достопримечательности Благовещенска, помноженные на муниципальную программу развития туризма. Не остались в стороне банки двух городов, которые активизируют расчеты напрямую в рублях и юанях.
Май отметился Российско-Китайским форумом по развитию сотрудничества в сфере туризма между регионами Дальнего Востока и Сибири РФ и Северо-Востока КНР, который прошел в Маньчжурии. Среди 500 участников – представители управлений туризма восточных регионов России и северо-востока Китая, представители турбизнеса обеих стран, а также страховых компаний, таможенных и пограничных служб РФ и КНР. Здесь, говоря канцелярским языком, специалисты обеих стран представили туристические потенциалы. Кстати, важность происходящего усугублялась тем, что 19 мая впервые в Китае был отмечен День туризма.
Китайцы в этой связи особо не раскачивались, а сразу “брали быка за рога”. К примеру, муниципалитет китайского города-курорта Санья на острове Хайнань по причине того, что Россия является для него основным “поставщиком” туристов решил сделать надписи на остановках общественного транспорта дублированными – дополнить их переводами на русский язык.
Хотелось бы поактивнее
В этой связи сам собой напрашивается вопрос – неужели до этого между Россией и Поднебесной не было ничего в смысле туризма? Было, конечно. Более того, в 2001 г. в ходу было мнение, что Китай и Россия стоят на пороге туристического бума. И объяснялось это огромной потребностью, в первую очередь для граждан России узнать, кто же они такие – китайцы. Проблема в том, что их общий портрет на тот момент формировался в основном “челночными” контактами. Поэтому, даже не смотря на избрание Пекина столицей Олимпиады, Поднебесная продолжала оставаться носительницей таких стереотипов, как “отсталая бедная страна”, “грязный некультурный народ”, “дешевые и плохие товары”. Хотя от сотрудников автопредприятий, гостиниц, ресторанов, казино и прочих организаций туристической инфраструктуры активно шла информация об увеличивающемся огромными темпами потоке экскурсантов из КНР.
Барометром китайской туристической волны можно считать продавцов сувениров. А они к тому времени поголовно могли считать по-китайски. И все благодаря тому, что только Москву и Петербург в составе тургрупп в 2001 г. посетило не менее 10 000 граждан КНР, которые, кроме $1000 на дорогу оставили в России от $200 до 1500 каждый на сувениры, развлечение и т.п..
Строго говоря, на тот момент китайский выездной туризм и в самом деле переживал настоящий бум. Только по официальной статистике не менее 50 млн китайцев имели достаточно средств для выезда за границу с туристическими целями. Но их основными маршрутами были страны Юго-Восточной Азии. Россия до поры до времени была известной туристам лишь своими Москвой и Санкт-Петербургом, в то время как масса других интересных для китайцев направлений оставались “вне игры”. И такое положение дел объяснялось в основном недостатком работы российских туроператоров, предпочитавших выходу в народ светские беседы на разного рода туристических форумах. В то время как согласно китайским правилам, именно российская сторона была бы обратиться с просьбой о включении России в список стран, куда туризм разрешен. Короче говоря, нужен был толчок, если не сказать больше.
Официальный документ, подтверждающий включение России в список стран, рекомендованных китайским гражданам для посещений с туристскими целями, был получен лишь в 2002 г. Новый статус России позволил очень быстро увеличить число туристов из Китая на 200 000 человек. Но задержка в его оформлении стоила стране больших упущенных возможностей.
Единственное, чем можно себя успокоить – поступательным движением в направлении привлечения китайских туристов в Россию. Так с сентября 2005 г. туристическим группам из Китая уже не нужно, посещая Россию, оформлять визы. Только это хоть и дало определенный эффект, но сделанное с большим опозданием не решило проблемы, потому что практически в это время в список рекомендованных к туристическим поездкам для китайских граждан стран была включена Европа. Естественно в таком варианте интерес к поездкам в Россию, страну с менее развитой туристической инфраструктурой, оказался не настолько велик, как хотелось бы. Масла в огонь полили вполне обоснованные опасения китайцев о задержках на границе.
Где искать доходы от туризма в Россию
И, все же, количество туристов из Поднебесной, приезжающих в Россию, ежегодно росло. Но при этом контролирующие органы все чаще стали обращать внимание на то, что вместе с таким ростом как-то странно начала уменьшаться прибыль российских туристических фирм. Отгадка лежала на поверхности – азиатские, незарегистрированные в России турфирмы, а проще говоря – нелегальный китайский туристический бизнес попросту изолировал своих туристов от российской структуры. Свой транспорт, свои валютные обменники, гостиницы, рестораны и так далее, владельцами которых являлись граждане той же Поднебесной, позволяли не распылять средства соплеменников, ехавших посмотреть Россию, а превращать в доходы китайских фирм и мигрантов, успешно уклоняющихся от уплаты налогов. Таким образом, деньги, потраченные туристами в России, практически в преобладающем объеме оседали в китайских землячествах на расширение бизнеса или полностью возвращались в Китай.
Китайцам Россия интересна
Серьезным подспорьем для развития китайского туризма в Россию стал 2006 г. – год России в Китае, в течение которого, по словам руководства Ростуризма, его сотрудники выложились на все 200% для того чтобы китайские туристы заинтересовались Россией. Как отмечал генеральный консул КНР в Петербурге Тянь Эрлун, год России в Китае прошел “на ура”: в 300 крупных государственных мероприятиях было задействовано около500 000 китайцев, в различных выставках и презентациях – десятки миллионов, через СМИ, телевидение и радио с Россией познакомились сотни миллионов жителей страны.
Но выставки выставками, а чем реально китайцев может привлекать Россия? Какие ее регионы интересны жителям Поднебесной? На этот счет стоит прислушаться к мнению тех, кто длительное время работал в КНР, а, следовательно, относительно хорошо узнал китайские предпочтения. Оказывается многие из жителей Поднебесной с удовольствием поедут туристами в Читу, им это интересно. Среди торговых предпочтений – российская парфюмерия, золото и небольшая электроника. Да и просто людям хочется погулять по лесу, какого нет на севере Китая, поваляться в снегу, посетить обычные, не показушные деревни. Здесь характерно предложение открыть в Чите на высокогорье резиденцию Деда Мороза (Санта Клауса). Но для всего этого необходима кооперация ресурсов малого бизнеса районов России в единое целое.
На чем основаны утверждения, что российская глубинка китайцам интересна? На китайской же практике. Дело в том, что они уже добились у себя в Поднебесной успехов в развитии русского туризма. То есть, с 2004 г.китайцы у себя в Китае реально могут посмотреть, как живут русские, их культуру, самобытность. Единственная в Китае русская национальная волость Шивой, расположенная в приграничном с Забайкальем городе Аргун, развивает русский семейный туризм. При этом каждая местная семья потомки русских переселенцев, перебравшихся в конце 19 начале 20 века на китайский берег реки Аргун, зарабатывает приличные деньги.
Так что Чита имеет все основания сделать у себя то же самое. Тем более, из-за проблем с энергообеспечением, а, следовательно, сложностями развития промышленности, городу некуда деваться, как с головой окунаться во въездной туризм, а любого китайского туриста рассматривать как инвестора. Но для этого надо самым обычным образом сконцентрировать внимание и хотя бы на центре города, провести ремонт центральных старинных фасадов, а также отремонтировать фасады магазинов. Центр Читы небольшой, поэтому сделать из него “конфетку”, по словам местных наблюдателей, можно за сезон. Ну, а дальше разработку туристических маршрутов, шоу-программ и прочее, видимо, с удовольствием возьмет на себя бизнес. При всем этом, как утверждают бывалые туристы, программа пребывания китайцев в Чите не должна быть затянута, оптимально два дня.
Пока о читинской туристической Мекке в основном рассуждают, ряд других российских приграничных территорий представили в Маньчжурии потенциальным китайским инвесторам презентации туристических инвестиционных проектов в Бурятии, Якутии, на Алтае, в Еврейской автономии. Амурская область представила проект “Города-близнецы Хэйхэ и Благовещенск”. Таким образом, можно говорить, что постепенно российский восток делает ставку на туристический бизнес в приграничными территориями Китая, где проживает порядка 250 млн человек. Осталось немного – начать и продолжить, причем желательно в рамках закона.
Исследуя китайского туриста
А здесь, как и в любом деле необходимы исследования, в частности, познания тех, на кого в основном, ориентироваться? Проще говоря, стоит предметно определиться, кто он, китайский турист?
И в самом деле, китайцы, как и все имеют свои особенности. В том, что касается туризма, является непреложным фактом хотя бы то, что они не используют аудио-гиды, несмотря на то, что в этих устройствах есть и версии на китайском языке (английским китайцы пользоваться не желают по определению). Дело в том, что они хотят получать более предметную информацию об увиденном, а это может лишь гид живой. К тому же для 41 % выезжающих путешественников цель поездки – приобрести новые знания и расширить свой кругозор, следуя народной мудрости “прочти 10 000 томов книг или проедь 10 000 миль”. Но именно такой набор может предоставить туристический бизнес России. И это лишь малая часть наблюдений.
Однако, имидж России, как туристического направления среди китайских туристов, особенно в верхнем сегменте спроса гораздо ниже, чем у Европы, Америки и Азии. И здесь большую роль играет отношение самих российских туроператоров к имиджу России. Видимо, отчасти по этой причине наиболее обеспеченные и высокопоставленные китайцы предпочитают посещать европейскую часть России, где туристический сервис налажен лучше, чем на ее востоке. Тем не менее, значительная доля поездок в Россию совершается из КНР в направлении Дальнего Востока, как для отдыха и развлечений, так и для торговли.
В любом случае китайские каникулы в России станут обыденными лишь при активном участие в процессе российской стороны. А это, как ни крути, хорошие инвестиции в российскую экономику.
Опубликовано: 14 июня 2011
Просмотров: 3042
Рубрики: Туристический бизнес, Международный форум
Регионы: Якутск
Компании: ChinaPRO.ru
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.
При использовании материалов сайта интернет-изданиями, прямая, активная гиперссылка, индексируемая поисковыми системами, указывающая на главную страницу веб-сайта ProHotel.ru обязательна. Перепечатка материалов сайта в традиционных СМИ допускается только с письменного разрешения редакции.
Обсуждение ВКонтакте
Обсуждение на Facebook